Разводка печатных плат в Sprint-Layout 5.0 (1/3)

То, о чем вы боялись спросить: как правильно оформлять разводку печатных плат в Sprint-Layout 5.0.
Для начинающих и тех, кто хочет правильно разводить платы.

Для начала нужно изучить интерфейс, потыкать на кнопочки, посмотреть что будет при их нажатии.
нет лучшего учителя, чем “метод научного тыка”.

Немного поняв , какая кнопка за что отвечает, нужно взглянуть в нижний левый край окна.
Там вы увидите координаты курсора на поле в единицах измерения выбранных в настройках.
чуть правее, находится панелька слоев.

1aa

С её помощью можно переключится на слой, в котором необходимо производить чертеж.
Щелкнув по клавише с о знаком вопроса, отображается информационное окно, с обозначениями слоев.
Это очень хорошая подсказка, при работе. Но даже с ней, многие уходят в глубокий загруз, над вопросом “на какой же стороне рисовать?!”. И при вытравливании платы, когда забыл про зеркальность.
Останавливаться на данном вопросе не будем, надеюсь данный вопрос вы хорошо разберете сами, или прочитаете о нем в статье про изготовление печатных плат методом “лазерного утюга”, или фоторезиста.

1

Хотелось бы отметить, что слой “Ф”, которого нет в этой информационной картинке, часто используется для обозначения контура платы. Точнее, при заказе на заводе, Требование завода, обозначать в этом слое контуры платы и вырезов.

Следующая кнопка на этой панели называется “металлизация – покрытие свободных участков платы слоем металла”. Штука конечно прикольная, но не правильная, с точки зрения порядочного проектирования. Дело конечно ваше, чем и как пользоваться, но в этой статье, я расскажу вам, как обойтись без нее.

Далее, нужно найти с левой стороны окошка , панель с размерностями.
Там есть выбор шага сетки, толщины линий, диаметра контакта и диаметра отверстия в нем, и высоту/ширину площадки под пайку, без отверстия.

2a

Для того, что бы нарисовать плату, нам необходимо обозначить ее размеры. На рисунке снизу, кнопка свойств обозначен красным прямоугольником.
Ну допустим нам надо ее вписать в квадратный корпус, например 30 на 15 миллиметров. Выставляем размеры платы в панели свойств. Рисуем прямоугольник размером вписанным в размеры платы. Толщину линии у этого прямоугольника, нужно выбрать такую, что бы не мешала нам при дальнейших творений. Ну и соответственно, он дожем быть на слое “Ф”.

1а

Следу слегка увеличить наш холст (рабочее поле – размеры платы), скажем на 5 мм, с каждой стороны, получим размеры платы, 35 на 20 миллиметров. Скопируем наш контур платы, выставив шаг сетки, от 0,25 до 0,40 миллиметров. Таким образом, получим два прямоугольника, второй слегка смещенный вниз и влево, на выставленное значение шага сетки. Затем, изменив шаг сетки на нужное число, нужно получить вписанный прямоугольник в прямоугольник контура платы.

2

3

4

Это нужно для того, что бы при изготовлении платы, не было открытых боковым участков меди. Есть некоторые нюансы, при которых это плохо влияет на работу. Например в некоторых случаях может произойти короткое замыкание, при соприкосновении с этими участками, ну а что хуже, возможно поражение электрическим током. Или отслаивание слоя меди, от поверхности, к которой она приклеена, пускай это будет стеклотекстолит (есть еще гетинакс, фторопласт и т.д…).

Вы уже наверно увидели на панели выбора инструментов полигон. Вот им то мы и будет “заливать” участки платы. Почему заливать в кавычках? По тому , что это делается вручную.

4a

Допустим, у нас есть три контакта, которые должны соединятся с общим потенциалом (GND – “землей”). И все это дело, должно соединятся полигоном, т.е. быть залито.

5

Вот я привел тут вариант неправильного варианта. Так делать нельзя! Ну хотя бы потому, что будет ойкакнеудобно паять. Все тепло паяльника, будет рассеиваться слоем меди. И для пайки, вам как минимум понадобится очень термоемкий(мощный) паяльник и терпение.

6

А делать нужно вот так, по периметру контакта, нужно сделать огибающую, или обвести его шестиугольником и обвести полигоном. Вот тут то и идет в дело полигон. Нужно выставить толщину линии контура медного слоя, скажем 0,4 мм. А толщину линии полигона 0,2мм. Это делается для того, что бы полигоне не переползал через линю контура.

7

Самое важное, полигоны надо рисовать по небольшим участкам. Так будет потом легче исправлять.

8

В том случае, который обведен красным кругом, так делать не нужно. лучше добиться того как сделано с нижним контактом.

9

Точно так же нужно поступать и с площадками под пайку без отверстия.

Далее рассмотрим пример соединения контактов проводящими дорожками.
Тут самое хитрое дело. Многие используют для этого программу Eagle, или PCAD. Я не люблю, когда это делает кто то, да еще и не правильно. Ведь все ровно приходится самому править. По этому я рекомендую к использованию Sprint-Layout.

10

Ни в коем случае не делайте соединение трех линий, или двух, где они пересекаются. Я не буду говорить почему так делать нельзя, нужно просто запомнить – “фу, бяка”. В этом кроется самое сложное, для человеческого ума. Так как порой невозможно соединить контакты, без таких некрасивых штук.

11

И старайтесь избегать соединение трех и более линий к одной точке. Так конечно можно делать, но не нужно. Запомните правило – не более двух линий к одной точке. Так можно и нужно делать, при соединении Контактов в полигоном.

12

Если вам надо сделать отверстие, под крепление платы, без пояска под пайку, то нужно указать диаметр отверстия, равный диаметру контактной площадки. И нужно обойти это отверстие, контуром полигона “земли”. Отверстие 1мм (взято наугад, для примера) и отступ для шляпки винта.

13

Обращайте внимание на размерности выбеленных элементов.
В следующей части, я дополню статью требованиями к оформлению заказа изготовления печатных плат на заводе.
Учитесь, старайтесь и все у вас получится!

Запись опубликована в рубрике Технологии с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>